Процесс познания
человеком себя, окружающего мира и его закономерностей определяет его жизнь.
Познавая жизнь, обобщая опыт и порождая новые идеи, человек обретает
способность понимания смысла происходящих процессов в реальности и собственной
жизни. Тем самым он обретает способность понимать и формировать необходимые
условия для жизни и деятельности, полезной реализации своих индивидуальных способностей.
Обретая все более
совершенные способности сознания человек способен находить разумные соотношения
и пропорции материальных ценностей, ресурсов и познавательных, созидательных
задач на основе своего духовного развития.
Для каждого уровня
организации и развития сознания есть свои особенности, качественные различия и
характерные направленности интересов мышления, свои биохимические дисбалансы.
По мере перехода на более организованные уровни работы сознания и жизни человек
освобождается от избыточности, долговременного воздействия управляющей животной
системы.
Рассматривая протяженные
процессы в истории развития цивилизации можно сказать, что общим принципом развития сознания человека является процесс перехода с
одного уровня организации работы сознания на другой, имеющий более сложную
структуру. При этом общим здесь является более высокая протяженность цепи
умозаключений и выводов, основанных на более непрерывной работе сознания.
В результате происходит
расширение возможностей сознания человека и расширение охвата пониманием более
сложных процессов в реальности.
Человек является
биологической и социальной единицей сообщества, его развитие зависит от
множества факторов. Но общей основой развития является познавательный процесс,
обмен информацией, новыми знаниями, идеями, методами и навыками. Процесс
взаиморазвития является стержнем, на котором происходит постепенное развитие
индивидуальных способностей сознания человека, совершенствования организации
структур его жизни. Это означает, что нарастает необходимость углубления и
развития взаимоотношений, создания разумных пропорций взаимодополнения и
взаимозависимости в человеческом сообществе.
В настоящий исторический
период происходит системный кризис цивилизации, отражающий качественное
несоответствие между системными условиями развития большинства в обществе,
потреблением и распределением материальных благ. При этом сформированная
всеохватывающая философия потребления создала условия духовного регресса,
конфликтности и деградации управления важнейшими процессами в жизни
цивилизации. В естественном, во многом цикличном, ходе развития цивилизации
системные кризисы являются признаками созревания количественных и качественных
изменений, перехода на другую ступень организации и жизни человеческого
сообщества.
Поскольку освоение и
расширение рынков и ресурсной части развития подошло к своему пределу, то
назревающий переход можно отнести к сфере нематериального расширения и развития
ценностей и ориентиров жизни нематериального характера.
Назревшая необходимость изменения человеком своего
внутреннего содержания связана с необходимостью установления иной философии
жизни – философии познания.
Наступает период перехода от «философии потребления» к «философии
познания» в самом широком, всеобъемлющем смысле. Это протяженный
цивилизационный процесс. Ключевую роль начинают играть индивидуальные
способности сознания человека, позволяющие более разумно и экономично
формировать жизненную структуру, знания, систему отношений, соотношение материальных
и духовных ценностей.
Таким образом, переходный
период системного кризиса цивилизации – это не только стремление управляющих
финасово-экономических структур надгосударственного уровня к военному решению задачи
выхода из кризиса «пределов роста». Это, прежде всего, общая результирующая
цивилизационного процесса, направленная к изменению и развитию сознания
человека.
В отношении переходных
процессов основной тенденцией в процессах развития человека является переход от
накопления знаний к осознанию и пониманию.
Понимание является более
сложным смысловым процессом по сравнению с накоплением путем запоминания. Оно
доступно при определенных организованных условиях жизни и психофизических
состояниях, более свободных от избыточности и нацеленностей на силовое ведение
жизни и управление отношениями.
В основе понимания лежит
способность сознания человека и уровень его организации, позволяющие
воспринимать иные знания, исторический опыт, культуру и ценности.
Находя пропорцию
конструктивного взаимодополнения, а не борьбы на поражение, человек способен в круге значимого и достаточного,
находить мотивации для объединяющей полезной деятельности с другими людьми.
Это качество сознания относится ко всем сторонам жизни и носит системный
характер. Это условие пересмотра правил восприятия
иной информации и взглядов по сравнению с принятой личностью идеологией и
представлениями.
Приводимые в текстах
уровни развития сознания являются условным разделением функций и возможностей,
имеющих эволюционную природу. Это разделение позволяет выделять группы задач
организации работы сознания и его развития, точнее понять особенности
рефлекторно-личностного восприятия и мышления человека.
По мере развития
способностей сознания человека происходят позитивные изменения в его организме,
биохимическом балансе и возможностях воспринимать реальность более адекватно,
выбирая наиболее экономичные решения для ведения жизни. Процессы развития на
более высоком уровне организации сознания зависят от множества факторов и
причин. Но общим знаменателем этих процессов является организация человеком структур собственной жизни и системы взаимоотношений.
Чем выше уровень организации жизни и взаимоотношений, тем больше возможностей
открывается для развития человека. Цикличность и здесь имеет свое значение.
Процессы переосмысления множества особенностей личностного восприятия и личностных
ориентиров, практическая реализация воспринятых новых идей требуют времени и
зависят от условий, которые формирует человек.
Для процессов познания большое значение имеет адекватное восприятие человеком информации,
которая может отличаться от его знаний и представлений. Соприкасаясь с иным
мировоззрением и принципами решения жизненных задач, организации отношений и
ценностей человек развивается, если не находится под управляющим действием животной
системы (ИРБ). Противоположное по отношению к своим личностным приоритетам,
знаниям и ценностям необходимо учиться воспринимать и понимать. Это позволяет
более полно формировать системную
картину той реальности и отношений, в которых живет и развивается человек.
Кратко о следующем (IV) уровне развития сознания в нашем
изложении можно сказать следующее.
IV уровень развития и
организации сознания открывает перед человеком возможности системного познания,
более глубокого понимания окружающих людей и задач совместной деятельности на
созидательной основе без животных силовых принципов ведения жизни. Это
позволяет не провоцировать программы и реакции ИРБ переводить организм и
психику на уровень мобилизации физиологических ресурсов для борьбы и
противостояния. Не провоцируются процессы поддержания высокого возбуждения
организма и психики за счет биохимического дисбаланса, когда для мобилизации
физиологических ресурсов вырабатываются больше различных гормонов, перегружая
эндокринную систему.
Структуры мозга, обеспечивающие
полноценную смысловую деятельность сознания, не повышают уровень возбуждения и
включаются полнее в процессы восприятия и формирования новых идей, критического
анализа сложившегося мировоззрения. Такие протяженные смысловые процессы
требуют снижения уровня активности до нормы основных жизненных систем
организма, обеспечивающих его силовую мобилизацию.
IV уровень развития
сознания – это продвижение к пониманию и
реализации человеком своей индивидуальности, своих индивидуальных
способностей сознания. Это способность
понимать более общие законы и процессы во Вселенной и находить новому пониманию
практическое применение в повседневной жизни. Такое продвижение возможно при системном восприятии любых проблем, сфер
жизни и самой жизни в сочетании со способностью выделять противоположности и
находить вектор их взаимодополняющего существования для взаиморазвития, а не
взаимоуничтожения. Это уровень
реализации созидательной природы Разума.
Это уровень системных
способностей к самоорганизации и саморазвитию. Системных, поскольку лишь в
системе информационного взаимодействия с социумом человек может получить
реальные результаты применения своих способностей и наметить русло их дальнейшего
развития. Гармоничное сочетание работы левого и правого полушарий на этом уровне
организации сознания позволяет полнее задействовать ресурсы коры мозга без
доминирования привязки к устойчивым аксонным связям, которые обеспечивают
реализацию рефлекторно-личностного мышления.
Особое значение
взаимосвязей и взаимозависимых отношений для процессов познания и развития
заключается в том, что лишь взаимодополнение и взаимозависимость обеспечивают
наиболее экономичное взаимодействие между индивидуальностями. Сами
индивидуальности, являясь частичками единого, информационного процесса не могут
быть реализованы без тесного взаимодействия, подобно взаимодействию между
нервными клетками коры мозга. Нейронно-сетевые процессы восприятия и обработки
информации в коре напоминают
взаимодействие между индивидуальностями людей, познающими реальность и
реализующими свои полезные для нее планы.
|